Эдуард Шендерович
ноябрь - месяц воспоминаний о лете. город становится чище - жизнь скорее. на углу, где обычно метались крысы - пусто. любому движению крыс - свое время. из магазина китайских поделок выносят блестящий и битый мусор. из магазина напротив доносятся крики "ловите его, ловите". собаки-поводыри втихаря обсуждают планы локальных восстаний. белье на балконах размашисто накликает дождь. * * * мне не доводилось бывать в преисподней, но судя по американским фильмам там неудобные кресла с железными подлокотниками и недовольные лица. едва ли слышны голоса присутствующих и гулок торжественный голос откуда-то сверху. просторно, но душно - как в курильном загоне в аэропорту в сан франциско. они это явно специально. * * * молоко на твоих губах кажется. это скорее мед. полуторагодовалый поцелуй и сейчас до ожога сладок. я окликнул тебя во сне (имя сорвалось с век) и ты обернулась, спросила о жизни, семье, и опять о жизни. я рассказал заплетаясь в словах и стараясь придумать время поинтересней. ты улыбнулась, пожала плечами, сказала что так и знала. дура. * * * чужое горе выйдет случайной слезой. если ты незаметно уколешь свою ладонь слезы покажутся чуть крупней и правдивей. ты расскажешь навзрыд о душевных туда-сюда и тебе поверят - тебе нельзя не поверить - накормят-напоят и предложат заночевать. ведь не зря ты учился плакать все эти годы. * * * ты заметила из чего сделан воздух и рассказала мне. за ужином я поведал об этом знакомому эссеисту (тот искренне радовался беседам за неплохим столом и часто гостил). услыхав о твоей находке он скоро простился. потом выпустил сборник эссе про духовную пищу и воздух. гад, а? * * * на морозе дышится неглубоко и редко - хочется, правда, не дышать и вовсе. лужи замерзли. последняя птица с ветки сорвалась еще на плюс шесть ... плюс восемь. потому на природу смотрю из окон своей квартиры, машины, квартир знакомых - мелкими перебежками (хорошо хоть не с альпенштоком) передвигаясь от одного к другому. о погоде холодно даже думать не то что бесетовать или злиться отсутствию светских тем и шума. здоровье (в силу сезона) и так на лицах, а семьи (все как одна) держатся вместе - надеясь, что близость согреет. кстати, все это явно ведет к инцесту, и каждая вошь вспоминает матерь. *** зима, и если б нашлись крестьяне, наверное было бы больше снега на улицах, чтобы им по пьяни было куда свалиться. бегло просматриваю последний rolling stone, но там не меньшая скука, чем в телевизоре, где рекламный ролик вылетает из общего гула звуком. с-цены сложенный перочинный ножик открывается в конце третьего отделения. занавес опускают под последний финт дирижерской палочки. дамы с накрашенными ногтями уже достают мундштуки из сумочек от кардена. у гримерок толпятся люди с букетами, просьбами и намерениями. разбуженные дети плетутся за матерями с лицами типа "а ведь и я могла бы". * * * баллов семь-восемь и город взрывается словно прыщ. в осколках зеркал сотнями изможденные лица и повсюду осколки стекол. я ловлю себя на мысли о том что пубертатный мальчик в доме напротив есть сама калифорния. спускаюсь вниз где он застенчивым взглядом ласкает пубертатную девочку. открываю почтовый ящик. он редко бывает пуст. даже когда оплачены все счета и знакомые удовлетворены ответами на последние письма. заботливый кто-то присылает инструкции на случай землетрясения. справка (из детской энциклопедии) лесбос - остров в эгейском море у побережья малой азии. его гористая часть богата лесом и мрамором; негористая - пригодна для земледелия. во время пелопонесской войны лесбосом завладели афины потом - митридат, а затем и римляне включили его в состав провинции азия. все это время на лесбосе жили лишь женщины. одну из них звали сафо - она писала стихи и скончалась в юности. * * * коротко стриженые девочки похожи на мальчиков. у них одинаково недоделанные руки и плохо развитые половые признаки. когда их заворачиваешь в пиджаки с мужского плеча - их почти не видно. они хрупкие и беззащитные как китайский фарфор. берегите их - они станут женщинами. пока они не могут быть музами - они слишком дохленькие. * * * если есть например несколько близнецов - одного из них можно продать (деньги проще вперед - в этих делах редко знаешь где зарыта собака) - остальных лучше оставить на память и для прочих потребностей. когда они вырастут - встретятся. удивятся. может подарят друг другу конфет. дети вообще любят сюрпризы и сладости * * * с детства он знал что его исправит только могила. патологу понадобилось около трех часов и помощь фельдшера чтобы выправить горб. после уборщица честно сметала костную стружку - смывала темную кровь с вещей в кабинете вскрытий. после она рассказала об этом мужу- механику. тот догадался - в гроб-то с горбом никак. * * * каблуки по ночной деревне тише каблуков по ночному городу, даже если стараться. и тем кто вышел из города не представить краше его обглоданных тротуаров сырых подъездов, где тот-то и та-то равны любви. потому клошарюсь ночами, выбивая стакатто из асфальта под каблуком. нищим кидаю мелочь и делюсь сигаретой с уличным музыкантом (бывшим солистом камерного оркестра где-то за океаном, холостяком и душкой). цокаю мимо дрянного мотеля, смазливых девиц разодетых в пастушек и выставленных на панель. несмело корчусь выспросить "сколько" (скорее ради статистики нежели ради участия). холодно, но они согреют сегодня кого-другого - глядя на ночь дивлюсь ее красоте и роюсь в воспоминаниях, словно в древних рукописях. и спешу на поезд, тот что уже на путях в деревню. * * * как на праздник на трамвайные пути, на зеро фамильный крендель, как с куста; наметаться с протокольными "прости" и куда-нибудь отсюда отлистать. за невечностью рождественского пли доколениться до белой, до креста. что с того что он был пращуру велик, я давно его нагнал и обверстал. выйду в церкву, да над ладаном вздохну, не печалясь ни забыться, ни простить, что мессия объявился и махнул как на праздник на трамвайные пути.