Салон Авторская

Ольга Родионова (Верочка)


ВОКЗАЛ

“Жизнь - вокзал. Скоро уеду, куда - не скажу”
(М.И.Ц.)

1

Мужчина должен уходить во тьму,
Когда подушка горяча, и сладко
Лежит рука - атласная закладка,
Как розовая палочка в Крыму.

Садиться в поезд, догонять луну,
Под звон вечерний ложечки в стакане
Глядеть на птиц, летящих над стогами,
И видеть неизбежную войну.

А женщины, сомкнув печально рты,
Стоят, идут, бегут - но край перрона,
Как под откос, уводит неуклонно
К мельканью и гудку из темноты.

И белых платьев, белых рук и лиц
Далекий свет возносится все выше,
И в говоре колес уже не слышен
Осенний острый крик усталых птиц.

2

След на плечах от споротых погон.
Желтеет небо. Пусто в октябре.
Прозрачен воздух, призрачен вагон,
Надежен друг в потертой кобуре.

Постой, постой! Я помню, ты сказал,
Что жизнь - вокзал... Горит письмо в руках.
В окне плывущий наискось вокзал -
Убийцей, отразившимся в зрачках.

О, жизнь и смерть... Единственная суть -
И два обличья, аверс-реверс... Жди:
Когда тебя на кладбище снесут,
Одну из них увидишь позади.

Ее лицо, и платье, и цветы
Мучительно-белы, как свет впотьмах.
Но нет, припомнить не успеешь ты
Колесный стук и отлетевший взмах.

3

Птицы - всего лишь повод
Взгляд отвести от крыш.
Ветер в окне вагона,
Волосы на ветру.
Ты машинально куришь,
Смотришь в окно, молчишь,
Думаешь, что, наверно,
Я без тебя умру.
Станция. Два барака.
Сохнущее белье.
Тетки несут картошку,
Яблоки и цветы.
Дети, в пыли играя,
Имя кричат мое.
- Что это там за птицы?
- Гарпии, - скажешь ты.
И, как машинка “Зингер”,
Рельсы сшивая встык,
Штопает скорый поезд
Длинное полотно.
А позади красиво,
Ярко горят мосты -
Чтобы тебе не скучно
Было глядеть в окно.

4

А женщины стоят по берегам
Морей и океанов, и над ними
Грохочет небо вспышками ночными,
Стреляя по невидимым врагам.

Попробуй объяснить себе: гроза.
Потрогай кобуру, начни сначала,
Припомни очертания причала,
Автомобилей желтые глаза,

Купе, перрон, ворчанье голубей...
Два яблока, малыш с велосипедом...
Потом вздохни. Потом меня убей -
Иначе я пойду по рельсам следом.

5

Я жива. В окне мертво.
Я иду, держись!
Ты не знаешь ничего
Про любовь и жизнь.
Ждать огня из темноты,
Глаз поднять не сметь...
Ничего не помнишь ты
Про любовь и смерть.

“Вечер, поле, васильки, дальняя дорога...”

Ты в горячке. Ты в бреду.
Станция. Сарай.
Я приду к тебе, приду,
Жди, не умирай!
Нет, не разжимай руки,
Выпустишь - пропал!..
Как шаги мои легки
По твоим стопам...
Вечер. Поле. Васильки.
Пыльная тропа.

6

Горячка, мрак. О, боже, как болит
Висок, как сводит челюсть этой болью,
Как нам уже не встретиться с тобою,
Как этот свет в окне с тобою слит!..

В каком-то пыльном русском городке
Меня снесут на край пустой платформы,
А поезд - дальше. Стрелки, семафоры,
И девушка с букетиком в руке.

Почудится. что это вправду ты -
Твое лицо, биенье синей жилки...
И упадут бессильно на носилки
Неведомые белые цветы.

И все вокруг покатится вперед,
В горячий полумрак, озноб и жалость,
И та рука, что за тебя держалась,
Повиснет, разожмется и замрет.

И жалкий крестик, выпавший, в пыли
Закружится, от тверди оторвется,
И полетит туда, на дно колодца,
Навеки удаляясь от земли.

И девушка поднимет юный взгляд,
Казенное опустит покрывало
И скажет: “Вот, еще одна упала!
Какой обильный нынче звездопад!”

7

“Гори, гори, моя звезда!..”
Мельканье, свет и звон фонарный...
Срывая месяц календарный
Со стен, несутся поезда.

Не отпускай меня, мой свет,
Не дай мне добежать до края
Платформы, где опять, сгорая,
Фонарь бросается вослед.

Гори, звезда; гори во мгле
На замыкающем вагоне!
Боль незначительных агоний
Зарыта угольком в земле,
Зажата камешком в ладони.

Потомки не узнают нас
Среди похожих похоронок.
Найдет задумчивый ребенок
Землей исторгнутый алмаз.

И, поднеся его к глазам,
В туманной вечности кристалла
Увидит все, что с нами стало:
Мужчина. Женщина. Вокзал.


* * *
Она бежит в ночном тревожном сне,
В поземке, в дальнем грохоте подземки, -
Какой ей ужас снится, иноземке,
В ненастной Фиолетовой Стране?

Заиндевелым желтым кирпичом
Звенит асфальт. Реклама Кока-Колы,
Фонарь, аптека, тихий дворик школы
И жаркое дыханье за плечом.

Она бежит, и ей шестнадцать лет.
Нет, ей пятнадцать!.. Нет, - еще моложе!..
Из темноты подвыпивший прохожий
Блаженно улыбается вослед.

Но ни один затейливый сюжет
Ей до конца раскрыть не удается.
С небес луна пленительно смеется,
Туманный поправляя креп-жоржетт.

Она бежит, и снег над ней кружит,
И золушкина туфелька слетает,
И снег лежит, но он сейчас растает, -
Она как раз до дому добежит.

И, оставляя мокрые следы
В прихожей, где темно, и в светлой ванной,
Она пройдет - и станет бызымянной
Русалкой, выходящей из воды.

Нырнуть в постель и заслониться сном,
За-снуть, засунуть руки под подушку -
И наколоть пригревшуюся душу,
Как бабочку во сне, веретеном.


* * *
А завтра - завтра все умрут,
И небо дрогнет, торжествуя,
Заглавной башни изумруд
Осыплется на мостовую
Осколками - им несть числа,
Дождем, которым не умыться,
И по течению стекла
Ковчег, качаясь, устремится.
О, этот маленький ковчег, -
В нем никому не будет места.
Не верь, никчемный человек,
Не в том гробу твоя невеста!
Звенит поток, бежит ходок
В последнем ужасе к мадонне,
И остывающий хот-дог
Зажат мучительно в ладони.
Мы превращаемся в золу.
Скажи: когда, не надо: если!
Плывет, как призрак, по стеклу
Старушка в инвалидном кресле.
Я не хочу таких речей -
Но не могу остановиться:
Шуршит ручей, бежит ручей,
Ручей, в котором не отмыться...
Стекло неспешно, как песок.
Привет, привет, мой мертвый предок!
Часы разбиты. Чей висок
Ты поцелуешь напоследок?
Да, наше время истекло,
Нас не спасут плоты и лодки.
Сегодня битое стекло
Забьет нам рты, остудит глотки.
Надгробный памятник, сугроб,
Сверкающий и многотонный,
Разбившийся хрустальный гроб,
И нежный звон, и нежный звон, и...


ШАХМАТЫ

Прикоснуться. Не надо губами - хотя бы рукой.
Чтобы пальцы запутались в теплых силках рукава.
Чтобы кожей мизинца почувствовать, кто ты такой, -
И отпрянуть. Но прежде - коснуться, легонько, е-два...

Но застынет рука, как во тьму занесенная плеть,
И, растрескавшись, губы сойдут с ледяного лица,
Потому что нельзя исступленно и страстно болеть,
Если страх умереть не дает доболеть до конца.

Боже, тронуть!.. Раскрыться, и лбом прислониться к плечу,
Оступиться, приникнуть, забыть про утраты и трон...
А потом его можно отдать, наконец, палачу
И в последний момент обмереть и воскликнуть: не тронь!

Ах, топор гильотины, какой изуверский соблазн
Разрешить все вопросы и больше не мучить свой дух,
Свой неистовый вдох, жалкий выдох, отчаянье глаз,
Обессиленный шаг, - шах и мат, - обострившийся слух:

Королева! - и вежливый, вежливый полупоклон!..
Ненавижу тебя, сумасшедший, укравший мой ум!
Что там медлит палач? Чья там тень меж холодных колонн?
Что за шум на дворе?.. Что за век?.. Что - за грех?.. Что за шум?


* * *
Три дня до нового потопа -
Спешит небесная гроза
Суровой ниткою заштопать
Суровой вечности глаза.
Старуха ждет гостей и плясок,
Костей и плясок на костях,
И мертвецы любых окрасок
В рыбачьих плешутся сетях.
А мы, как прежде, - голы, босы,
И беззащитны, и смешны,
На нить нанизаны вопросы,
Торчат ответы из спины.
Но если Ты сражаться с Тенью
Устанешь - знай, что поутру
Твои разбитые колени
Я волосами оботру...


* * *
По тропам, по травам, по крышам, прозрачная вся -
Троянская дщерь в невесомой небесной короне.
Мерцает роса в волосах ее цвета овса,
И мертвая птица поет у нее на ладони.

Мы скоро отправимся вслед, не тревожа росы,
По серым метелкам травы, по гусиному крику,
По коже гусиной, круженью больной головы,
Мурашкам и дрожи - к далекому острову Криту.

Елена, Елена, тебе ли стремимся вослед,
Тебе ли во сне забываем молиться, тебе ли?..
Еще Апулей не увидел услады в осле,
И, знаешь, Елена, еще не родился Тиберий.

Любовники спят, И Парис выпасает коров,
Храпит Менелай в дружелюбных объятьях Улиcса.
Елена, Елена, тебе ли не хватит даров?
Зачем тебе плод от любви молодого Париса?

В развалинах Трои колонны оплел виноград,
И лисьи тропинки на пыльных разрушенных плитах,
Елена, твоя ли душа не приемлет утрат,
Зачем тебе тени любовников, в глину зарытых?

Чего же он ищет, тобою отвергнутый, тот,
В знакомую реку бездумно войдя по колено?
Зачем эта мертвая птица так сладко поет?
Зачем я всегда возвращаюсь обратно, Елена?


* * *
Дай мне в руку хотя бы ракушек горсть,
Розовых, как из рыбачьей лодки - рассвет
Ветреный, когда хочет усталый гость
Лечь, но заперты двери, хозяев нет.

Дай мне хотя бы слово, шершавое на языке,
Острое, злое, - дай мне оранжевых ягод яд,
Волчьих ягод, что тайну бреда в себе таят,
Тайну следов последних, тающих на песке.

Не уходи отсюда, пока не окончат счет
Девочка со скакалкой, мальчик с красным мячом.
Время минуты сыплет в колбу, песок течет,
Между пальцев ребенка мы, как песок, течем.

Не уходи, покуда я тебя так зову,
Так ракушками пальцы режу, сжимая так,
Что, когда остановят кровь, подберут пятак,
Выпавший из кармана в пыльную - звон-траву, -

Море мое умолкнет, свет утечет из глаз,
Птицы лягут, их клювы - настежь, и лишь сверчок
Тщится поймать всех рыб - всех! - на один крючок
Песенки несусветной, соединившей нас.


* * *
Я хочу, чтобы вы обманули меня, виконт.
Я хочу быть обманутой снова, как в те века,
Когда белый зонтик, и лодка, и серый конь,
Ничего нельзя, и, как лед, холодна рука.

Я хочу бежать, виконт, от себя, от вас,
И, войдя, домой, под любимый проклятый кров,
Сквозь июньский гром услыхать этот майский вальс,
От которого, как шальная, несется кровь.

И, войдя в тишину и сумрак, - не верь! не верь! -
Капюшон промокший откинув, - не может быть! -
Увидать, как вы - стремительно - в эту дверь -
Потому что вы не сумели меня забыть.

Сумасшедший, бледный, всю ночь хлеставший коня,
Без дороги, в бурю, - опомнись и уходи! -
Потому что вы так хотели одну меня,
Что могли бы сейчас умереть на моей груди.

Обманите меня, виконт! Я хочу понять,
Отчего так нежно кружится голова,
Отчего так тесно в груди - обмануть, обнять,
Обменять - как похоже, похоже звучат слова!..

Я пришла сама, потому что не станет нас,
Потому что жизнь - лишь бабочка в кулачке...
Обнимите меня, виконт! Я еще хоть раз
Эту страсть охоты увижу в вашем зрачке.


* * *
Я - тряпичная кукла, на мне незаметны следы
Синяков от падений.
Не боятся глаза ничего - разве только воды -
Ибо смоется краска.
Я ответа не жду, не пугаюсь обиды, беды,
Не сгибаю коленей,
Мой наряд старомоден, но вечна - модистки труды -
Кружевная подвязка.

Я живу очень долго, мой мастер скончался давно,
Кружева обветшали,
Я похожа на женщин эпохи немого кино
И веселых клаксонов.
Эти дамы вокруг хороши, только им не дано
Томно кутаться в шали.
Их мужья неплохи, но не пьют дорогое вино
И не носят кальсонов.

Я - красивая вещь, и, когда все однажды умрут -
Я останусь на полке
И достанусь музею. Меня, торопясь, заберут,
И в запасниках сразу
Эти ваши модистки начнут кропотливейший труд,
Навостривши иголки,
Станут нежно латать кружева, и вот это сотрут,
Незаметное глазу...

Мне глаза подрисует художник, похожий... Смотри -
Не глаза, а фиалки!..
...Но порвется, зашитая ветхим стежком,
Грудь из белого шелка.
И атласное сердце тихонько качнется внутри,
Точно маятник жалкий,
И сверкнет в глубине одиноким алмазным глазком
Золотая иголка.


* * *
Какие сальто Фортуна крутит!
Ты - холод, а я - огонь.
Наследник Тутти, волчонок Тутти,
Не тронь циркачку, не тронь!

В едином чреве с тобой зачаты.
В одной колыбели... Брат!
В какой неволе растут волчата,
Не помнящие утрат?

Учуй подмену, волчонок Тутти,
Унюхай живую плоть!
... Судьба смеется, Фортуна шутит,
Раздваивается плод.

Ты помнишь, Тутти? Собака лает,
Младенцы вопят не в лад:
В одной половинке - огонь пылает,
В другой половинке - хлад.

Ищи, волчонок! Не им, дворнягам,
Тебя уберечь - никто
Не машет вслед, только машет флагом
Над городом Шапито.

Но что ты знаешь про звездный купол,
Про танец, прыжок, полет!..
Бедняжка Тутти, ты любишь кукол,
А куклы - они как лед.

Ну, вот, - я кукла, мои движенья
Унылы, пусты, просты...
Ты счастлив, Тутти? Без выраженья
Гляжу на тебя - прости.

Усни, бедняжка. Твоя рубашка
В поту... На дворе темно.
Скрипит повозка, скулит дворняжка,
Наследник глядит в окно.



Rambler's Top100  Рейтинг@Mail.ru  liveinternet.ru: показано число просмотров за 24 часа, посетителей за 24 часа и за сегодня