Дмитрий Новиков
Сказка для взрослых
День начинался неудачно. Мрачная жена минут сорок занимала ванную, плескалась в
душе, что-то себе подкрашивала, накручивала бигуди. Потом вышла, похожая на
недружелюбного марсианского разведчика, и сказала:
- Когда ты починишь раковину?
Я предчувствовал этот вопрос, поэтому не медитировал на диване в утренней,
приятной истоме, а старался обозначить вид какой-нибудь общеполезной
деятельности. Однако чаша не минула.
- Ты просто издеваешься. Сколько месяцев я должна твердить одно и тоже. Вот и
плинтуса до сих пор не прибиты, а мы здесь уже пять лет живем.
Спорить с женщинами бесполезно ввиду нашей полной, в том числе и
физиологической, несовместимости. Лишь в редкие минуты мы бываем с ними
конгруэнтны, в остальное же время - разные виды вроде бы разумных существ.
Поскольку никаких позывных и паролей я не помню, то предпочитаю думать, что это
именно женщины - передовой отряд засланцев с Марса к нам, незлобивым и
чувствительным обитателям Земли. Поэтому лучшая стратегия в общении с ними, как
и со всеми, от кого мы зависим и чьей неукротимой воле подвластны, - молчаливо
делать вид, что послушно подчиняемся нелогичным командам и буквально через
полчаса начнем выполнять достаточно абсурдные, с точки зрения любого землянина,
требования. Однако в этот раз отмолчаться не удалось. Раковина и плинтуса
оказались очень важны в шкале инопланетных ценностей.
- Ответь хоть что-нибудь. Когда, наконец, ты станешь думать о доме. Почему я
одна должна крутиться, как белка, - в голосе жены зазвучали слезы. Это - очень
важный момент, который ни в коем случае нельзя пропустить. Тут нужно срочно
менять тактику. Существует три способа обращения с женщинами, когда они
готовятся заплакать. Их можно удивить, рассмешить, или, в крайнем случае, взять
в руки молоток и большой гвоздь, и попытаться прибить плинтус. Я выбрал второй,
достал с полки любимую книгу и процитировал : " Всегда нужно все бросать, если
тебя посетило вдохновение, понимаешь, а оно меня сейчас посетило. " Ла-ла-ла,"
- поет что-то во мне, и я знаю, что это вдохновение".
Жена взглянула на меня так, что пришлось срочно переходить к третьему способу.
Наконец она ушла по делам. Я полюбовался одиноким прибитым плинтусом и готов
был перейти ко второму, как вдруг раздался телефонный звонок. "Это Вы продаете
линию по разливу жидких продуктов?" - спросил незнакомый мужской голос...
Иногда случается так, что недвижимость, к удивлению ее владельцев, опять
становится движи-мостью. То есть начинает продаваться, с ней происходят
какие-то обменные процессы, опять появляется мифическая, ни на чем не
основанная стоимость. Сейчас речь шла об оборудовании, которое я когда-то сдуру
приобрел за большие деньги, вдохновленный радужными перспективами свободного
рынка. С тех пор оно ржавело в сыром складе, новое, но практически сразу
ставшее бесполезным из-за русских качелей, сменивших плановую экономику. А я
все никак не мог собраться с духом и с деньгами, чтобы вывезти его в
металлолом.
Сделка свершилась быстро, за один день, и я, вчера еще собиравший мелочь по
карманам, чтобы купить бутылку пива, стал обладателем толстой пачки иностранных
денег. "Опа-опа!" - душа плясала вприсядку, но внешне я старался сохранить вид
крупного и степенного бизнесмена, каковым уже давно не был. Отпраздновать было
решено в любимом ресторане. Машенька, улыбчивая и обаятельная администратор,
сама провела меня к столику и ласково пожурила за редкие посещения. Я ловко
отшутился в ответ - мне не терпелось остаться одному и начать делить шкуру
убитого медведя. "Себе - машину, жене - шубу, детям - мороженое," - расклад
казался справедливым. Подошел знакомый официант со смешной фамилией Лепеха.
- Борща с пампушками, салат "Шопский", шашлык из семги и двести граммов водки
хорошей, в общем КГБычно, - Лепеха улыбнулся обветшалой шутке и бодро убежал на
кухню. А я позволил себе наконец расслабиться, стряхнуть с плеч волглый груз
былых неудач и отдаться обозрению материальных перспектив. Есть большой
психологический смысл в том, что в ресторанах всегда приносят алкоголь вначале,
до основных блюд. Издревле заведенный порядок дает возможность вовремя
отрешиться от мирских забот и быстренько полюбить всех окружающих. Первую рюмку
я выпил за удачу. Вторую, дождавшись борща и предвкушая горячую жирную отраду
первой ложки - за себя. За себя. За себя теперяшнего, который так глупо
радуется тому, что удалось наконец схватить Маммону за ее скользкий хвостик. За
себя вчерашнего, пьющего "горькую", жалкого, уставшего слушать постоянные
напоминания жены о грядущем, неотвратимом и необходимом летнем отдыхе на море.
За себя прошлого, подающего надежды и вынашивающего замыслы. За себя будущего,
когда необходимо будет с усталой мудростью смиряться с тем, что твои дети
станут считать тебя все более и более неинтересным, как сам когда-то поступил
со своими родителями. Потом, под конец борща, я выпил третью рюмку, и придумал
сказку, и заплакал. Тучный господин за столиком напротив с удивлением посмотрел
не меня, и я притворился, что болею гриппом. Лепеха понятливо унес полную
влажных салфеток тарелку...
После праздника, схватив такси, я помчался в детский сад. На утренник,
посвященный проводам осени, опаздывать было нельзя. А за окном престарелой
"Волги" проносилась эта самая осень, умирающая, но полная тех тонких ниточек,
которые сплетаются в неповторимую, изменчивую, не зависящую ни от каких
потрясений и мнений ткань жизни. На ветках нагого дерева висел, трепеща, пустой
полиэтиленовый пакет, издалека похожий на зацепившегося ушами зайца -
Авессалом, Авессалом. По тротуару шла женщина с хозяйственной сумкой, из
которой торчала яркая детская вертушка. При каждом порыве ветра вертушка
начинала крутиться, а женщина всякий раз тревожно оглядывалась, и затем
улыбалась своему испугу, На троллейбусной остановке печально смотрел вдаль
пьяный, потертый мужичонка небольшого роста, и во взгляде его было грустное
знание о жизни, недоступное молодым, двухметровым гигантам. Прохожие с явным
удовольствием хрустели первым ледком, покрывшим темные лужи, крепко настоянные
на мертвых листьях...
Расплатившись с таксистом, я вбежал в приземистое серое здание детского сада,
чем-то неуловимо напоминающее казарму. В актовом зале чинно сидели родители.
Основную массу составляли женщины в меховых шапках, не успевшие сделать
прическу. Они тревожно смотрели на дверь, ожидая появления своих отпрысков.
Царила праздничная атмосфера. Наконец заиграла музыка и попарно ввели детей.
Рассаживаясь на своих местах, они приветственно махали руками родителям. Те
расслабились, заулыбались, зашептались. Дождавшись, когда установится тишина, в
зал вплыла воспитательница в наряде осени. В длинном и широком желтом платье,
украшенном разноцветными бумажными листьями, зардевшаяся и веселая, она была
по-настоящему хороша и действительно похожа на добрую лесную волшебницу.
- Здравствуйте, дети!
- Здравствуйте, - раздался нестройный хор детских голосов.
- Я - Золотая Осень. Я знаю, что вы любите и уважаете природу, заботитесь о
ней. Спасибо вам за это, ребята.
- Пожалуйста, - чей-то одинокий ответ вызвал смешки среди гостей. Осень чуть
заметно напряглась.
- Сегодня у нас праздник. Будут игры, викторины, песни, танцы. Начнем? - дети
захлопали в ладоши. Праздник развивался динамично. Мальчишки и девчонки ловко и
заученно отвечали на вопросы о живой и неживой природе, читали заготовленные
стихи.
- А теперь викторина для взрослых, - радостно возвестила Осень.
- Не буду участвовать, - подумал я, - потом скажут, что папа у Ани лучше всех
отвечал на вопросы в детском саду. Но первое же задание поставило в тупик не
только меня, но и всех прочих.
- Где зимуют тритоны? - задорно спросила Осень. Взрослые тревожно заозирались.
На них с любопытством смотрели дети.
- А действительно, где они зимуют, - судорожно стал вспоминать я, - нет, не
помню, не знаю, знал да забыл. Воцарилась гнетущая тишина.
- Ну, дети, поможем родителям.
- На суше, - детская толпа не могла скрыть своего восторженного превосходства.
- А ведь действительно - на суше. Вылезают осенью из воды и в норах зимуют, -
облегченно зашептались взрослые. Напряжение спало.
- Теперь мы споем вам нашу любимую песню.
Дети выстроились в неровный полукруг. Девчонкам, как всегда, не хватило места, и большинство из них оказалось за спинами юных джентльменов. А те гордо выпячивали грудь и готовились каждый к сольному выступлению. Опять заиграло фортепиано, и нестройный, но азартный детский хор заголосил:
Где ты бегал, где ты бегал, где ты бегал
Лягушо-о-онок.
Лягушонок, лягушонок, лягушонок,
Малышо-о-онок...
Во мне еще бродил хмель. Пьяная сентиментальность закипала в глазах, но я
сдерживался.
- А теперь, под конец нашего праздника, выступит Аня.
Вперед вышла худенькая девочка в голубом платье и с огромным белым бантом на
голове. В зале зазвучал тонкий голосок, трепетавший, как крылья пойманной
бабочки:
Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко.
Не будь ко мне жестоко, жестоко не будь...
Сил моих больше не было, и я выскочил на улицу...
Я вернулся, когда дети уже одевались. Подошел к Ане.
- Ну что, дщерь моя, ты готова?
- Готова, - она умудрилась сама застегнуть тугую верхнюю пуговицу и завязать
шарф, - пошли.
Мы вышли из детского сада на свежий воздух. Сквозь густеющие сумерки отрешенно
падал первый снег. Аня вложила в мою руку свою теплую ладошку, и мы пошли
медленно и степенно, беседуя на разные темы.
- Ты знаешь, я сказку придумал, - сказал я, - только она для взрослых.
- А я уже взрослая? - ревниво спросил ребенок.
- Ну, можно так сказать.
- Тогда рассказывай, - дети очень любят повелительное наклонение.
- Жил-был один дяденька, - начал я.
- Как его звали? - сразу же перебила она.
- Допустим, Василий. Но ты не перебивай, а то я собьюсь. Однажды случилось так,
что у него оказалось очень много денег. Ему нужно было купить машину, шубу для
жены и мороженое детям.
- А сколько детей?
- Одна дочь, и звали ее - Даша, - я попытался предвосхитить следующий вопрос,
но не угадал.
- Сколько ей было лет?
- Пять с половиной. Не перебивай, пожалуйста.
- Как мне, - удовлетворенно сказала Аня, - рассказывай дальше.
- Но Василий вместо этого нашел номер телефона и позвонил в Швецию своей
любимой женщине.
- У него же жена была. Как это - еще любимой женщине. Разве можно любить сразу
двух женщин?
- Аня, сложные вопросы задаешь, - я задумался над этой проблемой и над тем, как
объяснить ребенку, что можно любить двух женщин сразу, и что это довольно часто
происходит в жизни, - понимаешь, вторую он любил отвлеченно, как писательницу.
Ее звали Астрид.
- Знаю, знаю. Она "Карлсона" написала, - ребенок оказался памятливым, а я
поспешил поскорее уйти от скользкой полигамной темы.
- Правильно. Так вот. Василий позвонил в Швецию. Он очень волновался, потому
что плохо говорил по-английски, но все равно сумел ей сказать, что совершенно
случайно в Стокгольме будут проездом два лучших в мире поклонника Карлсона. -
он и его дочь. И их пригласили в гости.
Мы медленно приближались к магазину.
- Ты водки сегодня не будешь покупать? А то мама говорит, что тебе нельзя, -
забеспокоилась Аня.
- Если нельзя, но очень хочется, то можно, - ловко вывернулся я. Ребенок, не
вооруженный пока знанием формальной логики, промолчал.
- И они поехали в Стокгольм. По дороге они ели мясные тефтельки и торты со
взбитыми сливками. Василий купил Даше красный зонтик, чтобы их узнали.
- Все правильно, так в книжке написано, когда Карлсон был ведьмой.
- Аня, опять перебиваешь. Они приехали и пошли в гости. Астрид Линдгрен приняла
их хорошо, угостила горячим шоколадом с плюшками. Но беседа сначала не
клеилась. Все чувствовали себя немножко скованно. Но потом Даша подошла к
Василию и тихонько что-то спросила на ухо. И знаешь, писательница хоть и
старенькая такая, тут оживилась и сразу захотела узнать, что сказала русская
девочка.
- И что же она сказала? - спросила Аня озабоченно.
- Она захотела узнать, как сократительно-вежливо звали Карлсона в детстве и где
стояла его кроватка.
Я замолчал. Мы прошли несколько шагов в тишине, только лед похрустывал под
ногами. Наконец я не выдержал:
- Ты поняла что-нибудь?
- Поняла, - задумчиво ответила Аня.
- И что же ты поняла, - прорвалась ненужная, взрослая ирония.
- Я теперь знаю, почему, когда ты мне читал про Карлсона, то сначала было так
смешно, а потом стало печально...
Есть в мире специальные люди, которые не боятся времени. Своими делами они
замыкают его на себя и остаются в памяти навсегда. Они совершают подвиги,
возводят прекрасные храмы, делают какие-то открытия. Но совсем немного тех, чей
храм - любовь. Души их ласковой и печальной улыбкой встречают каждое новое
поколение. Они допущены к колыбели...
Проголосовать
Другие рассказы автора:
Муха в янтаре
Танго карельского перешейка
Комплекс полноценности